20 ноября одновременно в России, в опорном Алтайском госуниверситете, и в Киргизии, на берегу озера Иссык-Куль в Центре кочевой цивилизации имени Курманжан Датки, состоялось открытие фотовыставки по итогам международной этнографической экспедиции «Большой Алтай: Россия – Кыргызстан, 2021».
Гости выставки смогли увидеть более 100 фотографий, которые рассказывают удивительные истории из жизни кочевников XXI века. Это и пейзажи горной Киргизии, и портреты киргизских ремесленников, скотоводов, снимки традиционной одежды, утвари, разнообразных юрт, войлочные ковры и многие другие элементы кочевого быта.
Напомним, международная этнографическая экспедиция «Большой Алтай: Россия – Кыргызстан, 2021» состоялась в рамках проекта «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности», который реализуется в Алтайском госуниверситете под эгидой НОЦ «Большой Алтай».
На церемонии открытия гостей приветствовала от Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Юлия Лысенко, доктор исторических наук, профессор, завкафедрой востоковедения АлтГУ.
Автор фотографий, представленных на выставке, организатор экспедиции, директор Института истории и международных отношений АлтГУ, ведущий эксперт НОЦ «Большой Алтай» Иван Назаров не только рассказал о том, как создавалась выставка, но и через фотографии познакомил гостей с интересными особенностями современной кочевой культуры. Получилось не просто открытие фотовыставки, но и интересная лекция о культурных традициях киргизских кочевников. Иван Назаров подчеркнул:
«В процессе глобализации современного мира традиции, увы, уходят. И ученым-этнографам приходится их буквально «ловить за хвост». Культура кочевников, которая насчитывает несколько тысяч лет, действительно грандиозна и позволила объединить многие этнические массивы, освоить новые территории. Сегодня кочевникам гораздо сложнее конкурировать с другими формами хозяйства, они постоянно испытывают «давление от прогресса» и, конечно, это сложно предотвратить: вместо лошади появляется машина или мотоцикл. Но, тем не менее, мы и сегодня видим во многих регионах планеты сохранившиеся элементы кочевой культуры. Пример тому – и Россия, и Киргизия. Цель нашей экспедиции, помимо строго научных задач изучения этнокультурных параллелей киргизов и алтайцев, – уловить сохраняющиеся грани кочевой культуры. Замысливая наш экспедиционный проект, мы хотели посмотреть, как традиции кочевников воплощаются в современной ремесленной деятельности, сконцентрированной вокруг Иссык-Куля. Мы посетили 14 населенных пунктов и высокогорных скотоводческих стойбищ. Проделали в общей сложности маршрут более 3000 км. Нельзя сказать, что это было просто приключение, мы во многом ощутили на себе особенности кочевого быта».
Иван Иванович рассказал, что участникам экспедиции удалось побывать в деревне Кызыл-Туу, которая получила статус «город ремесленников». В этой деревне проживает 1800 человек, и практически все из них (не считая маленьких детей) так или иначе задействованы в производстве юрт. В каждом дворе мы могли встретить мастера, который может либо изготовить какой-то отдельный элемент юрты, либо полностью возвести жилище.
Было много и других удивительных мест, в которых побывали члены экспедиции, и моменты этих визитов хранят фотографии.
Источник: АлтГУ