23 ноября 2024

Кумандинцы: как малочисленный народ Алтая пытается сохранить язык и традиции

На пасеке семьи Шатабаловых горячая пора — началась качка меда. Правда, июнь в этом году выдался холодным, пчелы нектар почти не собирали. Поэтому меда будет меньше, чем обычно, говорит глава семьи Иван. Он — потомственный пчеловод.

Иван Шатабалов, пасечник, житель с. Солтон:

«Дед занимался, вот здесь его пасека была. Правда, вот здесь, пониже. Я сюда, выше поднял. Как у нас старики говорили, на старом месте нельзя делать, даже дом строить».

Иван — представитель одного из самых малочисленных народов Алтая: кумандинцев. Пчеловодством они занимаются испокон веков. Зарабатывают этим и сегодня.

Раиса Шатабалова, пасечница, жительница с. Солтон: «Держим одну коровку для себя и всё. А так, в основном, пчёлы у нас. Идет маленько доход, конечно, сдаем задешево, но работы много».

В селе Солтон живут четыреста кумандинцев. Это — самая большая община в крае. Всего же по всей России представителей этого народа осталось не больше трех тысяч. Живут кумандинцы, как правило, скромно. С почтением относятся к старикам: дети и внуки помогают старшим по хозяйству, даже если живут отдельно — так заведено у этого народа, чье название в переводе означает «лебедь».

Правда, сохранять старинные традиции все труднее: даже взрослые кумандинцы сегодня не знают родного языка. Молодежь — и подавно.

Валентина Кызлакова, жительница с. Солтон:

«Это надо, надо было начинать 70 лет тому назад. В то время у нас не было такого, и кто в школе разговаривал на своем языке, нас выгоняли на улицу, потому что не разрешалось. А теперь мы естественно возрождаем. Возрождаем, а молодежь совсем другая стала».

Чтобы сохранить свою культуру, кумандинцы открыли несколько национальных центров. Один их них работает в Солтоне. Здесь проходят тематические встречи, организованы кружки народных промыслов для детей — по изготовлению посуды из бересты и выделке кожи. А также постоянные уроки по родному языку.

Виталий Петухов, представитель Совета уполномоченных кумандинцев Алтайского края:

«Вся надежда, конечно, опора — это на молодежь, их надо учить языку. Показывать свои традиции, обучать. Интерес проявляет государство, но тут как-то есть пробелы. Как говорится, программы-то есть — денег нет. А без денег далеко не уйдешь».

Летом и осенью в Солтоне в большом количестве заготавливают сушеные ягоды. Зимой их используют для приготовления народных кумандинских блюд. Рецепты хозяйки передают друг другу из поколения в поколение. Жители села хотят, чтобы власти отдали им землю, на которой кумандинцы живут веками — тогда они смогут заниматься исконными промыслами: коневодством, рыбалкой, охотой. Сейчас бесплатных пастбищ в округе нет. Ловля тайменя запрещена. Да и за возможность поохотиться придется заплатить.

Дмитрий Дробышев, Андрей Огрызков. Солтон. ОТР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *