Первые немецкие поселения на Алтае появились в 1890-х гг. Основной причиной переселения немцев на Алтай было малоземелье и высокая стоимость земли в Поволжье и на Украине. Массовое переселение в Сибирь началось в конце XIX- начале ХХ вв. 19 сентября 1906 г. был принят закон «О передаче Кабинетских земель в Алтайском округе в распоряжение Главного управления Землеустройства и Земледелия для образования переселенческих участков», 9 ноября 1906 г. вышел Указ о проведении в России земельной реформы.
После принятия этих документов процесс переселения принимает организованный характер.В Кулундинской степи правительство отвело для размещения переселенцев около 60 тысяч десятин земли. Переселенцы получали денежное пособие и ссуду, освобождались от несения государственных повинностей на три года и от налогов на пять лет. Наличие свободной и недорогой земли, льготы привлекли большое количество желающих переехать на Алтай. В Славгородском уезде в 1907 г. было основано 14 немецких поселений, в 1908 г. — 16, в 1909 г. — 16. К 1914 г. немецкое население в Славгородском уезде составляло более 17 тысяч человек.
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ РАЙОН
Село Глядень по словам информаторов возникло в 1908 г. Основали его меннониты — переселенцы с Украины, из Таврической губернии, позже селились меннониты и из других мест. Вместе с немцами переселялись также украинцы. Сначала сюда был посланы ходоки — «посмотреть землю и выбрать место для поселения». Ходоками были Дик Яков Николаевич и Вильямс Андрей Андреевич. Первое поселение образовалось на месте нынешней бригады N 1 (Глядень-1), всего было 25 дворов. Это были: Нейштетер Абрам, Дик Николай, Гамм Гергарт, Эннс Петр, Эпп Яков, Фризен Петр, Дик Николай, Дик Иван, Фаст Абрам, Петерс Абрам, Дик Петр, Нейфельд Андрей, Завацкий Петр, Плетт Петр, Гедерт Яков, Тиссен Петр, Гармс Яков, Реймер Гергарт, Винс Франц, Кооп Яков, Кригер, Тевс, Дик Н.Я., Фризен. Вскоре было образовано еще четыре поселка, позже всех заселилась Ивановка (Глядень N 2). Среди первых переселенцев, основавших этот поселок, было несколько Иванов: Зинченко Иван, Эйхманн Иван, Денисенко Иван, Карачков Иван, поэтому деревню в народе и назвали Ивановкой.
В 1909 г. была открыта первая начальная школа на немецком языке, находившаяся в доме Петра Кливера. Первым учителем был Давид Рогальский. В 1910 г. уже построили общественную школу. В каждом поселке избирался свой сельский староста, спорные вопросы решались на сельском сходе. Первым старостой был Петерс Дмитрий Андреевич. Староста строго следил за выполнением решений схода и на провинившихся накладывал штраф. Примечательно, что именно Петерс Д. А. также стал и первым председателем сельского совета.
В 1928 г. в поселках стали возникать коммуны, а затем колхозы: в Глядене-1 — «Морген Рот», Глядень-2 — «Электрик», Глядень-3 — «Глядень», а в Глядене-4 — «Роте Фане». Интересен тот факт, что основатель колхоза «Морген Рот» Плетт Я. П., «сбитый с толку зажиточными крестьянами», собрался ехать в Америку. После неудачной попытки эмигрировать, его избрали председателем сельсовета.
Эмигрировать из Советской России жители села пытались еще в 1921 г., но многие тогда смогли доехать только до Харькова, в 1929 г. была новая попытка эмиграции, некоторым удалось уехать в Америку и Канаду, но основная масса эмигрантов вынуждена была вернуться. В 1930-е гг. значительная масса местных жителей переезжала на Дальний Восток, а там, целыми деревнями зимой по замершему Амуру уходили в Китай, а оттуда в Америку. Но в 1941 г. всех немцев с Дальнего Востока выслали обратно в Сибирь.
Кроме меннонитов в Глядене жили и другие немцы. Например, в Глядене-2, в Ивановке, жили также поволжские немцы. Меннониты к ним относились несколько пренебрежительно, так как они были беднее меннонитов. Часть немцев по вере были и остаются до настоящего времени меннонитами. Но большинство жителей села Глядень, как немцы, так и украинцы были баптистами. Поэтому браки между украинцами и немцами в Глядене были широко распространены. После Великой Отечественной войны в село были переселены 10 семей репатриантов, которые были угнаны с Украины в Германию. В настоящее время в селе имеется также община адвентистов седьмого дня — субботников.
Село Николаевка по словам информаторов было основано в 1911 г. братскими меннонитами с Украины, из-под Днепропетровска. Немецкое название села было «Шайче» (на платтдойч). Деревня состояла из одной улицы, на которой было примерно 65 дворов. Вокруг деревни было несколько хуторов — Классен-хутор, Петерс-хутор и др., которые позже были объединены с Николаевкой. Первыми поселенцами были семьи Классен, Вольгемут, Валл, Зуккау, Фаст, Кригер. Во главе общины стоял старший брат Винц. В 1920 г. в селе был построен молитвенный дом, который в 1927 г. переделали в клуб. Деревня была очень богатой, много кулаков в период коллективизации было сослано в Нарым. В 1929 г. многие эмигрировали в Америку. Например, Яков Зуккау уехал в Канаду, и до сих пор еще жив и пишет письма, семьи Генрихс, Фаст и Герман уехали в США. Попытки эмигрировать не прекращались. По словам Валл М.А., в начале 1930-х гг. дочь кулака Андрея Кирша, сосланного в Нарым, «ушла в Германию пешком» (недавно она умерла в Германии).
В 1930-х гг. началась коллективизация, был образован колхоз » Ландманн». Председателем был Эккерт Яков, бухгалтером был Фаст Борис. После создания колхоза были запрещены религиозные собрания, но верующие ходили в соседнюю русскую деревню Ягодное, где жили баптисты, так как надзор за верующими был здесь менее строгим.Семья Нейман. Глядень. 1920-е гг. В 1942 г. из деревни стали забирать всех немцев, мужчин и женщин, у которых дети были старше 3-х лет. Местных немцев увозили в Чкаловскую область на содовые разработки. Из-за тяжелых условий работы, многие погибли. В годы войны в село было депортировано несколько семей немцев из Поволжья. Поволжский диалект из местных немцев понимали только те, кто был в трудармии, где они выучили этот диалект. До 1956 г. вернувшиеся из трудармии немцы находились под надзором спецкомендатуры.
В 1954 г. из соседних с Николаевкой деревень Алексеевка, Петропавловка, Новоленьки и Ягодное был образован новый укрупненный колхоз «Заря Коммунизма». Село Тельмано. Первые немецкие переселенцы появились здесь в 1907–1911 гг. Здесь было образовано несколько хуторов: Узорн, Хох-хейм, Тиричи, Лондон. Одними из первых приехали семьи Бенгардта Каспера Фридриховича, Киснера Иосифа, Фукса Франца и Фукса Даниила, Доттера Фридриха Марковича, Шафнера Якова, Цейзера Иосифа Иосифовича.
Основная часть переселенцев была родом с Украины, католического вероисповедания. Так, Фогель П.Е., которая родилась на хуторе Хох-хейм, сообщила, что ее родители приехали с Украины, из колонии Хох-хейм Молочановского района. Здесь селились также поволжские немцы, лютеранского вероисповедания, их диалект отличался от диалекта украинских немцев. Возможно, выходцы из Поволжья жили на хуторе Лондон, так как диалект выходцев из этого хутора отличается от диалекта жителей основной части села. Также здесь селились выходцы из других мест Европейской России. Так, родители Гофмана Я.И. приехали из села Кочубей Воронежской области. В 1912 г. из Уфы приехала семья Гофмана Якова Валентиновича.
Старожилы рассказывали, что раньше вокруг немецких хуторов жили казахи, у которых немцы покупали лошадей, брали воду. В деревне был свой колодец, глубиной 6-7 метров, вода была хорошая, но ее не хватало, поэтому за водой ездили к казахам, и брали ее из «ляд» (углублений в земле до 2-х метров). По словам информаторов (Гернер П.Е.), через некоторое время после образования хуторов «было дано указание — строить поселок планово». Село стали строить двумя рядами, между которыми тянулась одна улица. Эта деревня называлась «Тирикши» (Тиричи).
До 1929 г. хозяйство вели единолично. Хозяин должен был платить налог за всю семью — 3 рубля в год. В тех семьях, где было много мужчин, жили зажиточно. Это, например, семьи Доттера Иосифа, Риттера Карла, Гофмана Валентина, Цейзера Мартына. Первый колхоз был создан в 1929 г. и назывался «Новая жизнь». Первым председателем колхоза был Фишер Мартын, который раньше владел торговой лавкой. Здесь также существовали колхозы «Новострой», «им. Энгельса», «Рот Штерн». Когда все колхозы были объединены в один, он получил название «Им. Тельмана», как потом и стали называть деревню.
Школу построили только в 1929 г. Первым учителем был Герберт Иосиф Иванович. Больницы в селе не было. В годы Великой Отечественной войны в село было депортировано несколько семей из Поволжья. Русские в деревне стали появляться после 1960-х гг., в основном в результате браков с немцами.
КУЛУНДИНСКИЙ РАЙОН
Село Ананьевка было образовано в 1912 г. переселенцами с Украины. Существует легенда, согласно которой первыми на это место переселились три семьи из-под Харькова. Первыми переселенцами были братья Андрей и Яков Изааки и их сестра с мужем. Всех трех жен переселенцев звали Аннами, поэтому деревню назвали Ананьевкой.
Так как естественных источников воды в округе не было, переселенцы первым делом копали колодцы. Колодцы были глубиной 4-7 м. Чтобы земля не осыпалась, сразу ставили деревянный сруб. В течение короткого времени в Ананьевку прибыли переселенцы из Крыма и Оренбурга. Все они были меннонитами, не слишком богатыми, но достаточно обеспеченными. По словам Давида Мартенса государство давало переселенцам землю бесплатно, в «вечное пользование», по 8-12 га на семью. Основной причиной переселения было малоземелье на Украине. Часть семей поехала дальше, на Амур, но многие остались, так как земля здесь была хорошая.
Первые дома были построены из пластов земли, которые сверху обмазывались глиной. Дома были углублены в землю, и, несмотря на суровые зимы, в них было тепло. Андрей Изаак сообщил, что до революции в Ананьевке было одно каменное здание — молитвенный дом. При советской власти его переделали под клуб, а затем сломали. В 1994 г. верующим отдали под молитвенный дом здание бывшей котельной.
Первый магазин в селе открыл Иван Завацкий, он же организовал и маслозавод. Цены в магазине были следующие: 1 пуд зерна — 25 копеек, 1 метр сатина — 6 копеек. Иван Завацкий был к тому же хорошим столяром и плотником.
Во время первой мировой войны несколько человек из Ананьевки были мобилизованы в царскую армию, в частности, Корней Фризен, Абрам Мартенс, Иван Корнельзен.
В 1929 г. началась массовая эмиграция в Америку. Софья Тевс, 1918 г. р., вспоминает, как ее семья, в числе многих, продала все имущество и поехала в Москву. В Москве они прожили три месяца, границу закрыли, и после того, как кончились деньги, они вынуждены были вернуться назад и жить в заброшенном доме. Зара Корнеевна Фризен, 1909 г. р. сообщила, что в 1929 г. два ее брата уехали в Канаду. Первое время они присылали письма и посылки, но затем связь оборвалась и, что стало с ее братьями, она не знает.
Уезжать собиралась и семья Давида Мартенса, но не успела, так как закрыли границу. Много семей из Ананьевки уехало в Америку, Канаду, Бразилию, Китай, но многие и вернулись. В 1931 г. создается колхоз, в который вошли четыре немецкие деревни: Ананьевка, Екатериновка, Марковка и Гришаевка (Григорьевка).
Деревни Гришаевка и Марковка также были основаны в 1912 г. В этих небольших деревнях не было ни школы, ни больницы, ни магазина, а за всем необходимым ездили в Ананьевку или Златополь за 8 км. По воспоминаниям Давида Мартенса, родившегося в д. Марковка в 1932 г., в 1930–40-е гг. жили очень бедно, в основном за счет своего хозяйства, денег на покупку товаров не хватало. Вместо сахара в пищу употребляли «сладкий корень» (солодку), варили сироп из моркови и тыквы. За солью ездили в село Новополтава, за 30 км. Там находилось соленое озеро, на дне которого слоем 5-10 см располагались кристаллы соли. Ее промывали, очищали от примесей, толкли, после чего соль была готова к употреблению. Дети также ловили сусликов, снимали с них шкурки и сдавали заготовителю. На вырученные деньги покупали ткани и товары.
До войны переселенцев с Волги было мало. В Марковке, которая насчитывала 30 дворов, проживало всего четверо поволжских немцев: одна женщина с ребенком и две девушки. А во время войны депортированных из Поволжья было много. Их везли в вагонах для скота до Кулунды, а потом распределяли по деревням. Они жили в семьях или в заброшенных домах, а после войны стали строить собственные дома.
В 1950-е годы начинается укрупнение колхозов. Весной 1952 г. жители Марковки переехали в Ананьевку. В 1953 г. переехали жители Гришаевки. В Ананьевке стали строить новые дома. Колхоз давал ссуду на строительство дома, лес для строительства возили из Ключей. В 1956 г. стала застраиваться улица Восточная, где жили в основном молодожены.
До середины 1980-х годов Ананьевский совхоз был процветающим хозяйством. Здесь была молочная ферма, овцеферма, мельница, маслобойка, ремонтные мастерские, детский сад, школа, клуб, больница, магазины. Были построены пекарня, кирпичный завод, колбасный цех, в д. Екатериновка открыта звероферма, где выращивали песцов, норок, чернобурых лисиц. Звероферма и овцеферма закрыты, молочная ферма продана за долги. С 1993 г. не платят заработную плату, некоторые продукты (хлеб, муку, сахар, мясо, подсолнечное масло, корм для скота) можно взять в долг. Этих продуктов не хватает, большинство людей живет своим подсобным хозяйством. Тяжелое экономическое положение является основной причиной эмиграции в Германию. В настоящее время 60% немцев из Ананьевки уже уехали, сюда же приезжают немцы, русские, украинцы из Казахстана. Вынужденных переселенцев очень много, они живут в детском саду, в приспособленных помещениях. Нынешний глава Администрации Ананьевки, Андрей Давыдович Винс, эмигрировать пока не собирается, но считает, что возродить немецкие деревни можно только при стабилизации экономической ситуации в России и при материальной поддержке Германии.
Деревня Екатериновка была основана в 1912 г. меннонитами из Оренбургской губернии. Переселенцы ехали в Сибирь по железной дороге более месяца, затем ехали на подводах. Ехали семьями, родственники старались держаться вместе. Среди первых переселенцев были семьи Тевс и Петерс. Сначала в Екатериновке был один общий колодец, потом каждый хозяин с помощью соседей копал себе колодец, глубина которого достигала 10-12 метров. Екатериновка была небольшой деревней, здесь не было больницы, мельницы, школа была только начальная. За всем необходимым ездили в соседнюю Ананьевку, которая находится в 3 км от Екатериновки. В деревне не было ни церкви, ни молитвенного дома, верующие собирались по домам. В настоящее время меннонитская община в деревне уже не действует, но существует и активно действует община адвентистов, так называемых субботников. Первоначально в Екатериновке жили только меннониты, но в годы войны здесь появились немцы из Поволжья. В период укрупнения колхозов в Екатериновку переселили жителей соседних деревень Марковка и Григорьевка. Сейчас из старожилов в деревне осталось 7 семей, остальное население смешанное, много русских, много переселенцев из Казахстана.
НЕМЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ РАЙОН
Село Гришковка было основано в 1908 г. меннонитами. Свое первое название — Александрфельд — деревня получила по названию материнской колонии в Екатеринославской губернии. Абрам Вибе, отец которого приехал из Екатеринославской губернии, рассказал, что ехали переселенцы по Транссибирской железнодорожной магистрали в телячьих вагонах до Каргата, а дальше — на лошадях до отведенной земли. За год до переселения сюда приходили ходоки, осматривали землю для пашни. Земли было много, но обрабатывать ее было трудно — не хватало инвентаря, лошадей, рабочих рук. Весной 1909 г. собрали первый урожай пшеницы — по 100 пудов с десятины. Выращивали также овес, ячмень, картофель, огородные культуры. Рынок был далеко, поэтому цены были низкие: пуд пшеницы — 25-30 копеек, фунт сливочного масла — 15 копеек, десяток яиц — 10 копеек.
В деревне была одна улица, с каждой стороны вдоль дороги стояло по 20 домов. В 1910 г. недалеко от Александрфельда возникла новая деревня Ландскроне (Анновка), которая считалась самой бедной деревней в округе. Первые дома были построены из земляных пластов. Для строительства снимали слой дерна с земли, поэтому земля на огородах оставалась плохая.
За селом у каждой семьи была своя пашня. Землей наделяли в зависимости от количества мужчин в семье. Земля в то время была самым главным богатством, поэтому мальчики в семье было более желанны, чем девочки. Землю возделывали с помощью лошадей, которых обычно в одном хозяйстве было три. Как правило, держали двух коров, много овец, свиней, птицы. На сенокос также каждой семье выделялся свой участок. Резкого разделения на бедных и богатых не было. Те, кто был более зажиточными, имели больше лошадей или, например, выходное платье, но это все зарабатывалось своим трудом. Село Александрфельд было переименовано в Гришковку после революции, так как первое название было связано с именем царя.
В каждом селе был молитвенный дом и один пастор на 5 деревень. Молитвенные дома закрылись в 1929–1935 гг. До войны верующие еще могли встречаться по домам, а затем молитвенные собрания были запрещены и строго преследовались.
В 1929 г. два брата и сестра Зузанны Петровны Унру (информатор ранее проживала в деревне Каратал) уехали в Канаду. Она сама с родителями осталась в Москве. Уезжали весной и ничего не посеяли, а назад вернулись в ноябре, все имущество было продано, а деньги истрачены. Чтобы не умереть с голоду, детей раздавали в те семьи, которые в Москву не ездили и у которых были продукты. Связь с уехавшими в Канаду родственниками поддерживали до 1938 г. В 1937–1938 гг. многие были арестованы, а потом началась война, трудармия. В трудармию забирали в Пермь, на угольные шахты.
С 1956 г. в Гришковку стали переселяться жители из окрестных сел, так как проходило укрупнение. Они селились отдельными улицами: из Марковки и из Хортицы — на улице 50 лет Октября, из Степного — на улице Мира, из Каратала — на улице Новой. В сельской администрации хранится рукописная история Гришковки, написанная Иваном Шеленбергом.
Деревня Камыши была основана в 1906 г. Основателями деревни были выходцы из с. Дейнгоф Саратовской губернии, лютеране. Причина переселения — малоземелье. Мина Папенгейм рассказывала, что название «Камыши» деревне дали землемеры, так как она находилась на берегу озера, заросшего камышом. Первые дома поселенцы строили из земляных пластов. Первый деревянный дом был построен в 1907 г. На этом месте сейчас стоит дом Вильгельма Гомера. К лету 1908 г. в Камышах проживало 120 семей. Торговать жители Камышей ездили в г. Павлодар и Камень. По сведениям старожилов в деревне был частный магазин Андрея Бауи. В нем продавали сахар, соль, другие продукты, сельскохозяйственный инвентарь. Жители Камышей выращивали зерно, разводили скот. В деревне был сапожник Якоби, семья Бауер шила для односельчан одежду и занималась выделкой кож. В 1914 г. несколько человек было мобилизовано в армию. В 1928 г. в Камышах было организовано ТОЗ, председателем был Филипп Шварцкопф. Тогда была открыта первая ферма. В 1937 г. колхоз был разделен на два хозяйства: им. Литвинова и им. Орджоникидзе. В 1937 г. в Камышах было арестовано около 30 человек, никто из них не вернулся и их судьба неизвестна. Во время Великой отечественной войны 10 человек было мобилизовано на фронт, двое вернулись после войны. Большинство было мобилизовано в трудармию, на лесозаготовки в г. Киров. В 1950 г. был создан объединенный колхоз «Победа». В 1989 г. — колхоз им. Чкалова, председателем стал Шнидер.
В Камышах имелась школа, в которой с 1928 г. ввели русский язык. Была также изба-читальня, первым избачем был Шлейхер. В 1930 г. было построено здание начальной школы, в январе 1963 г. открылась 8-летняя школа. В 1996 г. из Камышей в Германию уехали 15 семей (55 человек), за первые полгода 1997 г. — 17 семей (58 человек). Деревня Красноармейка была основана в 1907 г. По словам Андрея Рабе первые поселенцы появились здесь в 1902 г. Первоначально здесь проживало семь семей. Это были выходцы из южных губерний России (скорее всего Екатеринославской губернии), лютеране. Первые жители селились хуторами, которые назывались Барское, Рейхенфельд, Басхенфельд. В 1930-е годы деревня получила название Барский лог или сокращенно — Барский. В 1950-е годы деревня получила название Красноармейка.
Тип усадьбы был принесен переселенцами из прежних мест проживания. Усадьба представляла собой большой двор, все постройки находились под одной крышей. Сначала в деревне был один общий колодец, а затем колодцы появились во всех дворах. Земля в этом месте очень плодородная, но необходимо искусственное орошение. Вода расположена очень глубоко, поэтому в основном жители занимались животноводством, разводили коров и лошадей. Хорошую несоленую воду привозили из деревни Кресты, которая была расположена в 12 км от деревни. За бревнами и досками для постройки домов ездили в Ключи. Излишки продуктов, произведенных в хозяйстве, продавали на рынке в г. Славгороде, куда ездили по воскресеньям. Хотя взаимоотношения жителей Красноармейки с представителями других конфессий были мирными, заключать браки предпочитали с лютеранами. Ольга Шрайбер, 1926 года рождения, местная уроженка, вспоминает, что браки заключались в основном с жителями деревни Новоромановка. До середины 1950-х годов в Красноармейке была начальная школа, затем 7-летняя, с 1960-х годов — 8-летняя. Немецкий язык преподавали как родной. В Красноармейке были кузница, столярная мастерская, магазин, библиотека, молитвенный дом.
Многие местные жители были в трудармии — работали на шахтах под Тулой и на лесозаготовках в Якутии.
До 1991 г. эмиграции практически не было. За последние годы в Германию уехало 55% местного населения.
Село Кусак было образовано в 1908 г. переселенцами из Херсонской и Таврической губерний и из Севастополя. По вероисповеданию — меннониты. Первой приехала семья Егора Андреевича Госена. У него было 6 лошадей и 3 коровы, в 1936 г. его арестовали как кулака, а семью сослали на север. К 1912 г. в Кусаке проживало 7 семей. Это семьи Варкентин, Классен, Гизбрехт, Генрис, Левен, Каздорф, Госен. Землю выделяли на мужчин: по 7-8 десятин в поле и на усадьбу 80 соток или 1 га. Село насчитывало 20-25 дворов. Переселенцам государство давало кредит, освобождало от воинской повинности. Землю выделили в тех местах, где находились казахские пастбища. Первоначально село называлось Александркрон, как и материнская колония в Крыму. Название «Кусак» село получило по имени казаха, который жил здесь до приезда немцев. Сельскохозяйственный инвентарь переселенцы везли с Украины. Первое время русские помогали немцам — давали зерно, лошадей. Первая школа была построена в 1912 г., преподавание велось на немецком литературном языке. Ближайшая больница находилась в с. Орлово, которая была построена в 1910 г., а в Кусаке — только медпункт. Своя мельница появилась поздно, только в 1963 г., а до этого ездили молоть зерно в Некрасово. Там была мельница, работающая на древесном угле. До революции был меннонитский молитвенный дом. В Кусаке раньше был один общий колодец, так как вода залегала очень глубоко, около 40 м. Емкости с водой поднимали при помощи поворотного механизма и лошадей.
В 1929 г. был образован колхоз. Тогда многие уехали в Канаду, Германию, никто, конечно, не вернулся. Выезжали через Москву и Китай. Иосиф Шиндлер вспоминает, что в 1953 г. один эмигрант приезжал в гости из Канады. В 1941 г. в с. Кусак привезли депортированных немцев из Днепропетровской области и из Поволжья. В 1950-х гг. прошло 2 укрупнения колхозов. В 1950 г. объединили Желтенькое, Самсоновку и Кусак, а в 1957 г. присоединили русское село Белгородка. Жили тогда очень бедно, русские уехали на работу в город, а для немцев это было невозможно, так как паспортов у них не было. С. Николаевка было образовано в 1906 г. Национальный состав села смешанный.
Основателями деревни были братья Казначеевы, а чуть позже приехали братья Николаевы. Немцы приезжали сюда и с Украины, и с Поволжья. Немецкое население в Николаевке стало преобладающим после укрупнения колхозов в 1958 г., когда в колхоз «Чапаев» объединились Николаевка, Камыши, Марьяновка, Архиповка, Евстафьевка, Павловка, Романовка. В настоящее время улица Центральная в Николаевке заселена немцами, выходцами из села Марьяновка. Марьяновка была основана в 1907 г. немцами из Самарской губернии.
Хозяйство специализировалось на выращивании зерна, картофеля и разведении свиней и овец. После объединения велось большое строительство, которое сейчас, конечно, прекращено. Немцы из Николаевки стали уезжать в 1991–1992 гг., сейчас осталось коло 20% немецкого населения.
Село Орлово основано в 1908 г. Среди первых жителей села были выходцы из меннонитских колоний на реке Молочной на Украине и из Оренбуржья (вторая волна переселения в 1915 г.). Среди первых жителей села называют Леппов и Реймеров. Одним из первых переселенцев был Петр Яковлевич Вибе, проповедник, который возглавил местную меннонитскую общину. Кроме того, он работал учителем и руководил педагогическим советом Орловской волости.
Вокруг села раньше существовал еще ряд немецких деревень: Лесное (Розенвальд), Дворское (Розенхоф — существует до сих пор), Луговое (Фриденсфельд), Синеозерное (Шензее), Ясное (Шенау).
Переселение и наделение землей происходило под контролем государства. Руководил этим волостной староста — Яков Реймер. В январе 1910 г. была образована Орловская волость на территории 21 поселенческого участка Тополинской и 5 участков Александровской волостей. Волостным старшиной был избран Яков Реймер, который прежде был старостой в Орлово-Заградовской меннонитской волости Херсонской губернии на Украине. В августе 1910 г. Орлово посетил П. А. Столыпин. В 1911 г. здесь были построены больница и почта, решался вопрос о строительстве железной дороги. В Орлово была школа, в которой преподавание велось на немецком языке, а русский преподавался только как предмет. В 1927 г., когда был создан Немецкий район, стала выходить газета «Rote Fahne». Из АССР немцев Поволжья прислали учителей, агрономов, врачей. В школы, в библиотеки приходила и художественная литература на немецком языке, и учебники. Но в 1930-е годы все изменилось, немецкий район прекратил свое существование и наступили годы репрессий. В Орлове в 1936-38 гг. были арестованы и погибли 22 человека, в том числе Иван Варкентин, Исаак и Генрих Вибе, Петр и Корней Дик, Петр Ремпель и другие. В 1942 г. началась мобилизация в трудармию. Жителей Орлово отправляли в Ульяновск, в Тульскую область, Челябинск, Молотов. В 1950 г. произошло укрупнение колхозов, колхоз имени Клары Цеткин с центром в Орлово возглавил Генрих Беккер. В настоящее время в результате эмиграции в Орлово осталось около 10% коренного населения. В 1996 г. в Москве вышла книга Ивана Шеленберга «История села Орлово».
В 1894 г. переселенцами из Поволжья была основана деревня Подсосново. Основная причина переезда — малоземелье и голод в Поволжье. По вероисповеданию первые переселенцы были лютеранами. Первую зиму пережили в землянках. Их засыпало снегом так, что было видно только трубу. Уже весной стали строить дома из земляных пластов. Позже стали строить и деревянные дома, так вокруг было много березовых околков. Многое переселенцы привозили с собой: инструменты, плуги, мебель, скот и т. д.
Государство наделяло землей в зависимости от количества мужчин в семье. За землю платился выкуп в течение 49 лет. Кроме того, отбывались мирские повинности: ремонт дорог, охрана степи от пожара, постройка общественных зданий и т. д. Жить в деревне или на хуторе — каждый хозяин решал сам. До 1910 г. только один человек в деревне занимался торговлей. Он привозил из Славгорода и Павлодара керосин, соль, спички, ткани и другие товары. В 1910–1912 гг. в Подсосново было построено 3 постоялых двора, магазин, базар, 2 маслобойки, 3 ветряных мельницы. В 1912 г. Подсосново стало волостным центром. В это время в Подсосново было 5 улиц. В селе было много мастеров: сапожники, пимокаты, столяры и т. д. Была построена кузница. На базар, который находился в центре села, съезжались жители соседних деревень. Купцы закупали по низкой цене хлеб, который продавали затем в Славгороде. Многие жители села зимой уходили на заработки, на сезонные работы. Из окрестных деревень в Подсосново привозили на помол муку, но лучшая мельница, водяная, была в Карасукском районе, и многие ездили туда. За помол одного мешка муки брали плату — 10-15 кг пшеницы.
В годы гражданской войны Подсосново находилось в центре Славгородско-Чернодольского восстания (сентябрь 1918 г.). В 1921 г. в селе была образована артель, в 1928 г. — объединение единоличников «Наше хозяйство». Председателем был Эдуард Эргард. Весной 1929 г. многие жители Подсосново решили эмигрировать, но им удалось доехать только до Москвы. Большинство вернулись назад, в собственные дома, которые они не смогли продать.
В 1931 г. в Подсосново был образован колхоз «Землепашец». В 1935 г. возникло еще 2 колхоза: «Имени Кирова» и «Имени Куйбышева», была создана МТС. Во время войны большинство жителей Подсосново попало в трудармию: в Норильск, Новосибирск, Кемерово и другие области. В трудармию забирали не только мужчин, но и женщин, у которых детям исполнилось 3 года. Их отправляли в Пермскую область.
После войны три подсосновских хозяйства объединились в один крупный колхоз «Имени С. М. Кирова». Лучшим председателем колхоза жители села считают Ф. Ф. Шнайдера. Подсосново является одним из самых красивых немецких сел Алтайского края. Большие ухоженные усадьбы, огромное количество цветов, кустарников, деревьев выгодно отличают это село от других. Подсосново является также крупным культурным центром. Здесь имеются дом культуры, спортзал, музыкальная школа, фольклорный ансамбль.
Село Протасово было основано меннонитами, выходцами из Молочанской, Хортицкой и Уфимской колоний в 1907 г. Генрих Тевс рассказал, что его предки поехали в Сибирь из-за малоземелья. Сначала колонисты отправили ходока — Исаака Фризена, который осмотрел земли, а потом уже поехали все остальные 125 семей. Имущество везли с собой.
Государство обеспечивало бесплатный проезд с имуществом, скотом и инвентарем до станции Каргай. Переселенцы получали ссуду 60 рублей на семью. До Омска переселенцы ехали по железной дороге, а оттуда через Ильинку и Орлово на подводах в Протасово. Село получило свое современное название, потому что стало строиться на месте «Протасовой заимки», где находились летние пастбища и жил пастух Протас с семьей. Каждой семье при переселении выделялся надел — 60 десятин, который нельзя было дробить. Его наследовал младший сын, а старшие были вынуждены наниматься в работники. Первые дома были построены из земляных пластов, позднее стали строить большие саманные дома. Дома и хозяйственные постройки находились под одной крышей.
В 1910 г. на общинные деньги в селе была построена церковно-приходская школа. В ней был один класс и квартира для учителя. В селе не было больницы, приходилось ездить к врачам в Орлово. Зато были знахарки и повивальные бабки. В Протасово также был частный магазин, который принадлежал Якову Абрамовичу Тевсу. Самым необходимым товаром был керосин — все остальное можно было приготовить самим. В магазине продавали также сахар, крупы, леденцы и т. д.
Во время первой мировой войны из Протасово мобилизовали 4 человека. Во время коллективизации в Протасово был создан колхоз «Социализм». В это время многие попытались уехать в Канаду или в Америку. Отец Генриха Тевса сумел доехать только до Москвы. Он говорил, что около одной трети семей получили разрешение на выезд в Аргентину, Парагвай, Канаду, Германию.
В начале 1930-х годов колхоз «Социализм» переименовали в колхоз «Им. М. Н. Тухачевского». После того, как Тухачевского репрессировали, колхоз опять стал называться «Социализм», но ненадолго, так как его объединили с другими колхозами и он получил название «Им. Ф. Энгельса». В это время закрыли церковь, молитвенного дома при советской власти не было.
Генрих Тевс рассказал также о гибели своего отца. В 1937 г., когда началось раскулачивание, многие были недовольны. После ареста «кулака» Винтера около 500 человек из нескольких деревень поехали в Гальбштадт, чтобы выразить свой протест. В Гальбштадте они разоружили отряд местной милиции. После этого начались массовые аресты. Отец Генриха Тевса был арестован «за участие в контрреволюционной фашистской организации». Через месяц после ареста его расстреляли, хотя семье сообщили, что он умер от стенокардии в 1945 г.
Во время Великой отечественной войны 14 человек из Протасово воевали на фронте, хотя большинство было все-таки в трудармии — около 40 человек. Мужчин направили в Кузбасс, на Тульские угольные шахты, женщин — на Михайловский содокомбинат и лесоповал.
До последнего времени эмиграции в Германию практически не было. В 1987 г. первой из Протасово получила разрешение на выезд к родственникам в Германию Елена Яковлевна Диц, в 1989 г. уехало 2 семьи — Классен и Янцен, а в 1990 г. — уже 56 человек. Уехало уже больше половины, а вернулся только один — Петр Фризен, который развелся с женой. Сейчас от старого Протасово осталась улица Энгельса, а остальная часть села — новостройки после укрупнения 1953 г,. когда были объединены Никольское, Красный Дол, Мирное, Протасово и Чистое.
Село Редкая Дубрава было образовано меннонитами с Украины. Первоначально село называлось «Маргис». Вокруг Редкой Дубравы располагались хутора и деревни Клейфельд, Фриденсфельд, Эбенфельд, Блюменут, Хуштед, Либенталь, жители которых были переселены в Редкую Дубраву в период коллективизации и укрупнения колхозов. В д. Либенталь жили католики, которые после переселения поселились в Редкой Дубраве отдельной улицей.
Деревня Шумановка была основана в 1911 г. украинскими меннонитами. Немного позже сюда переселились немцы из Оренбурга. Берта Рек рассказала, что раньше Шумановка была разделена на две части. Жители между собой не общались и даже невесту брали со своей стороны. Если же парень все же брал девушку с другого конца деревни, он должен был уплатить выкуп. Только в 1960–1970 годы население смешалось. Берта Рек говорит, что были соединены две разные жизни. В 1912 г. здесь было уже 40 хозяйств, в первый же год была построена школа. Первым учителем был Левен Антон.
Во время первой мировой войны хозяйство было сильно подорвано, немцы сами выращивали лен, ткали полотно и шили одежду. Если кто-то в доме заболевал тифом или оспой на дверь вывешивали черный флаг. Больницы были только в Славгороде и Орлове. Роды в деревне принимала местная жительница Елена Роот. Со времени НЭПа начали использовать батраков, в селе был один богатый кулак Гергарт Мартенс. В 1941 г. в селе было поселено несколько семей немцев из Поволжья.
В 1960-е гг. в процессе укрупнения деревень в Шуманновку были переселены жители соседних сел Красное, Архиповка, Константиновка. Архиповка была русским селом, в Красном жили немцы, по происхождению тоже меннониты, немецкое название села Клифельд, сейчас жители из этого села живут на улице Титова. Константиновка также была немецкой, здесь жили католики с Украины. Немецкое название Константиновки «Циммерталь», по имени ее основателя. Жители Шумановки с жителями Константиновки, несмотря на близкое соседство, практически не общались, а больше со своими единоверцами, даже из очень отдаленных деревень.
СУЕТСКИЙ РАЙОН
Поселок Боронск. По данным информаторов немецкие переселенцы из Поволжья начинают прибывать на территорию поселка с 1908 г. Так, Кучер О.А. указывает, что первые немцы переехали сюда из одной колонии Эрнстдинендорф в Самарской губернии, были одного вероисповедания — лютеранского, говорили на одном диалекте. Официальное название деревни было Боронка (позднее — Боронск), переселенцы же ее называли Беккердорф. По одной из легенд, которую рассказал Гарт А.Д., один из основателей села — Иван Христианович Фрейнд, увидев благоприятное для поселения место, сказал: «Куда полетит моя шляпа, там будет первый дом». Этот дом сохранился до сих пор и располагается на улице Школьной.
По другой версии, которой придерживается Беккер М.А., немецкое название деревни «Беккердорф» происходит от названия колонии, откуда были переселенцы. Первое время в деревне не было ни больницы, ни церкви, но школу построили практически сразу, занятия велись в ней на немецком языке. Вокруг поселка находились хутора, называвшиеся по имени хозяина, например Фрейберпуш. Старожилы села рассказывают, что долгое время поселок был разделен на две части, западную и восточную, границей являлся колодец, стоявший посередине деревни. Между жителями разных частей деревни была вражда: детей с одной стороны деревни не пускали играть на другую сторону, молодые люди могли гулять только с девушками со своей половины. Некоторые информаторы считают, что это связано с тем, что жители разных частей деревни происходили из разных колоний с Волги (возможно Эрнстдинендорф и Беккердорф). Долгое время на каждой половине существовали свои колхозы: «Им. Тельмана» и «Им. Энгельса». В 1950-х гг. они были объединены.
Деревня Михайловка, по словам информаторов, была образована в 1909 году переселенцами из Саратовской губернии, лютеранами. Первыми переселенцами были семья Покапер, Шварц Иван, Римлер Андрей. Переселение было самовольное. Первоначально в Михайловке, а так же в ближайших, уже не существующих деревнях Сосновка и Розовка, вместе с немцами жили и русские, которые позже переехали в русские деревни Ивановка, Чистовка, Добровольск. Школы в селе долгое время не было, старались учить детей грамоте в семьях самостоятельно, позже школа появилась в Розовке, куда возили детей со всей округи. В соседнем Боронске Михайловку шутливо называли «Плехкепп» (жестяная голова). В процессе укрупнения колхозов жители некоторых соседних деревень были переселены в Михайловку, например из Розовки, где проживали меннониты.
Первоначально переселенцы были по вере лютеранами, но через некоторое время крестились «по вере», то есть переходили в баптизм. Информаторы рассказывали, что сначала все жили одинаково, но те, у кого в семье было больше мальчиков, считались более богатыми. После вступления в брак, сын приводил в дом невестку с приданым, а значит, прибавлялись и рабочие руки в хозяйстве.
В Михайловке долгое время был всего один колодец, поэтому здесь остро ощущался недостаток воды. Только в 1970-х гг. были вырыты новые колодцы.
ТАБУНСКИЙ РАЙОН
Табунский район расположен на западе Алтайского края в Кулундинской степи. Район граничит с Кулундинским, Благовещенским, Славгородским районами Алтайского края и Павлодарской областью Казахстана. Районный центр село Табуны находится в 25 км от города Славгорода. Первые поселения на территории Табунского района появились в 1906–1916 гг. Немецкие переселенцы были выходцами из Самарской и Таврической губерний. До 1917 г. населенные пункты Табунского района входили в состав Ключевской волости Барнаульского уезда Томской губернии. В 1917 г., когда г. Славгород стал административным центром, они вошли в состав Славгородского уезда. В 1944 г. Табуны стали районным центром. Сейчас в районе 29 населенных пунктов, 5 сельских администраций. В районе проживает более 13 тысяч человек. Значительную часть из них составляет немецкое население.
Село Алтайское было основано в 1954 г., когда в Табунский район были направлены бригады строителей, трактористов и механизаторов для освоения целины. Среди первых прибывших сюда целинников были русские, украинцы и много немцев, например, Петр Яковлевич Герман, Роберт Давыдович Фауст, Леонид Яковлевич и Яков Яковлевич Берн, Александр Федорович Классен и другие. Раньше совхоз «Алтай» состоял из 12 отделений, таких, как Граничный, Каутовка, Цветочное, Екатериновка, и других. Сейчас в состав акционерного общество «Алтай» входит 5 отделений: Центральное, Алтайское, Алексанровское, Камышенское, Граничное. Земля здесь была не очень плодородная, но первые годы урожаи были очень хорошие. В совхозе было много новейшей техники. В связи с тем, что этнический состав населения был сложным, в селе быстрыми темпами проходили процессы межэтнической интеграции и исчезновения этнической специфики немецкой традиционной культуры.
Село Елизоветград было основано в 1907 г. немцами, католиками и лютеранами, выходцами с Украины. Так, родители Кельбаха И.И. приехали из колонии Годельберг Мелитопольского уезда Таврической губернии. Пусь Л.В. считает, что основная часть переселенцев происходила с Украины, из Полтавской губернии. Первые немецкие переселенцы — семьи Кельбах, Пфунт и Клюмп- приехали осенью 1907 г., выкопали землянки на берегу Лебединского озера, и здесь перезимовали. Весной ушли на территорию современной деревни Елизоветград, здесь был вырыт колодец с хорошей водой. Также здесь были хорошие сенокосные угодья. Долгое время деревня называлась «Пресноводной», так как находится на берегу озера. Сначала жители села строили пластяные — «луговые» дома («визхаус»). В 1930-х гг. начали строить саманные дома. Также строили деревянные дома, за деревом ездили в Бор за 150 километров.
До революции здесь была своя национальная школа. В деревню приезжал пастор из Славгорода, литовец по национальности, он вел службу на литературном немецком языке. В 1929 г. многие жители деревни уехали в Америку.
В 1937 г. многие жители деревни были репрессированы. В 1942 г. забирали в трудармию, под Ульяновск, на шахты в Подмосковье. В 1945 г. в село были привезены репатрианты, которые одними из первых уехали в Германию, еще в 1970-х гг.
Деревня Камышенка основана в 1913 г. Каждая семья получала надел земли под пашню, огороды и сенокос. Поволжскими немцами было образовано еще несколько деревень недалеко от Камышенки — Звонарев Кут (которого сейчас уже нет) и Граничное.
Представителей других национальностей долгое время в деревне не было, только учителя были русские. Школа до войны была только начальная, в больницу ездили в Табуны. В деревне никогда не было специального здания для церкви, верующие собирались по домам. В настоящее время в деревне живут в основном лютеране и баптисты.
Село Канны первоначальное называлось Самара. До коллективизации немцы селились хуторами, каждая семья имела 30-40 га земли. Многие жили очень хорошо: в хозяйстве имели более пяти коров, разводили лошадей, держали много овец, для ведения и управления своего хозяйства нанимали работников. Одной из таких семей была семья кулака Шлевенга, у которого в 1933 г. все имущество отобрали и отправили на север. Когда родителей Шнайдера А.А. депортировали сюда из Поволжья, здесь проживало около 60 немецких семей. В 1946 г. сюда переселяют немцев с Украины, живших на оккупированной территории.В последнее время на место уехавших в Германию немцев стали переселятся немцы из Казахстана и Киргизии.
Село Самбор было образовано в 1910 г. украинцами, выходцами из с. Великосамборское Черниговской губернии. Немцы появились здесь в годы войны и после нее. Это были депортированные немцы из Поволжья, Украины и Германии. Депортированных привозили в Табуны, а оттуда развозили по деревням, в том числе и в Самбор. Переселенцев расселяли по домам местных жителей, в течение нескольких лет они строили свои дома. Земли давали очень мало, в основном под посадку картофеля. В селе было много национально-смешанных браков, немцы проживали дисперсно, поэтому традиционная немецкая культура имеет плохую сохранность.
Село Сереброполье по сведениям информаторов (немецкое название «Silberfeld») было образовано меннонитами с Украины в 1911 г. Название его, как считают жители села, связано с тем, что раньше на этом месте рос только ковыль, имевший серебряный отлив и казалось, что поле вокруг серебряное.
Недалеко от Сереброполья, примерно в тоже время, поволжскими немцами-лютеранами были образованы села Ольгино и Бославино. По словам информаторов, бославинские и ольгинские немцы отличались от них и по языку и по культуре. В 1941 г. в эти деревни было поселено несколько семей немцев-католиков из Поволжья. После войны также было поселено в Сереброполье несколько семей репатриантов с Волыни.
До войны в селе активно действовала меннонитская община. Как указывают информаторы, общинники жили дружно, праздники справляли вместе. Дети ходили в воскресную школу, в которой преподавал пастор Петр Янцен.
Информаторы рассказывают, что раньше браки между меннонитами и лютеранами были возможны и назывались «божьими свадьбами». Дети от таких браков после совершеннолетия сами выбирали себе веру. В процессе укрупнения колхозов Ольгино было расформировано, а его жители поселены как в русское село Лебедино, так и в Сереброполье.
Село Удальное было образовано в 1908 г. Здесь поселились немцы из Украины и Поволжья. В 1909 г. в селе проживало примерно 300 человек, из них русских было всего 2 или 3 человека. Среди немцев раньше были и меннониты, и баптисты, и лютеране, и католики. В настоящее время существуют только лютеранская и баптистская общины. Старожилов в селе в настоящее время практически не осталось.
Село Хорошее. Немцы приехали на место нынешнего села примерно в 1909 г. По словам старожилов, до немцев здесь жили русские, а когда приехали немцы русских переселили в другое место. Место было красивое, и немцы назвали село «Хорошее» или «Хорошенькое». Немецкие переселенцы были родом с Украины, из Екатеринославской губернии, по вере они были меннонитами. В округе ими было основано еще 15 поселков, из которых теперь осталось только четыре: Саратовка, Николайполь, Сереброполь и Хорошее.
В конце 1930-х гг., как рассказала Шартнер М.Я., практически всех мужчин деревни арестовали. Каждый месяц из района приезжали военные и забирали по три-четыре человека, а иногда и сразу десяток. Из 72 арестованных вернулось только 12 человек. В годы войны в село поселили поволжских немцев, лютеран по вероисповеданию. В 1964 г. в Хорошее переселили немцев из соседней деревни Подснежино. Это также были украинские немцы, но не меннониты, а католики.
Таким образом, немецкое население Алтайского края сформировалось в результате нескольких миграционных потоков в конце XIX- начале ХХ вв. Переселению способствовала столыпинская земельная реформа. Большинство немецких поселков на Алтае было основано в 1907–1909 гг. Для первых немецких поселений была характерна конфессиональная замкнутость. Так, в Ольгино, Отрадном, Барском проживали католики, в Новеньком, Кругленьком, Подсосново и Пришибе — лютеране. Преобладали среди переселенцев на Алтай меннониты. Анализу брачной структуры меннонитских сел Алтайского края посвящена монография С. В. Соколовского «Меннониты Алтая», вышедшая в Москве в 1996 г. Алтайские меннониты были в основном выходцами из ранее основанных дочерних колоний — Орлово-Заградовской, Уфимской, Самарской, Оренбургской, Крыма. В 1910 г. немецкие села были объединены в Орловскую волость, в 1916 г. была образована еще одна волость с центром в Хортице. К этому времени было завершено формирование немецких поселений на Алтае. Прибывшие позже переселенцы размещались в уже существующих населенных пунктах.
Источник: https://web.archive.org/web/20151122221618/http://newasp.omskreg.ru/alt_nem/hist_sel.html