Меню Закрыть

Ауыз ашар в семье Байсмаковых

Казахи — вторая по численности нация, проживающая в Бурлинском районе. Как и у христиан, в мусульманской религии есть несколько основных праздников – Курбан-Байрам, священный месяц Рамадан (Рамазан) и Ураза-Байрам. В материале «Бурлинской газеты» подробнее рассказали о традиционном поминальном вечере усопших, который проходит в первую неделю поста месяца Рамадан.

Мусульмане, как и мы, христиане, чтят память своих предков, поэтому 7 мая на поминальный вечер (Ауыз ашар) в доме семьи Байсмаковых — Серыкбая Дюсембаевича, Багилы Жумабековны и их дочери Алтынай — собрались родственники и знакомые. Для проведения ритуала был приглашен имам Бурлинского района Акбота Манапович Кудайкулов.

Ауыз ашар начался после захода солнца с традиционного чая. Почему именно с чая? Всё мудро продумано — ведь постящийся человек, прежде всего, нуждается в питье. После чаепития хозяева дома подают имаму свой список усопших предков (аруактор).

— Такие списки ведутся в каждой мусульманской семье, — объясняет член правления местной национально-культурной автономии казахов Бурлинского района, член правления краевой автономии Турсын Кариповна Биткеева. — В моей семье начал составлять список на арабском языке мой отец. Я продолжаю. Обязательно включаю в него не только родню по своей линии и по линии мужа, но и всех тех, с кем общалась, кого знала.

Также имам старается вспомнить в молитве не только усопших родственников хозяев дома, но и тех, кто, возможно,  забыт.

— Хочу отметить, что в целях сохранения наших традиций, — продолжает Турсын Кариповна, — и была создана у нас в районе религиозная организация, а мулла Акбота Манапович Кудайкулов официально назначен имамом Алтайского края имамом нашего района. Акбота Манапович – опытный знаток мусульманской религии и людей, проживавших и проживающих в Бурлинском районе. Это у него наследственное, передалось от отца. Бата (благословение) наш имам дает на казахском языке, молитвы произносит на арабском.

Во время Ауыз ашар имам обязательно говорит о священном месяце Рамадан, о том, что можно делать, что нельзя. К каждому религиозному празднику, к каждому случаю – своя молитва.

После чаепития со сладостями обязательно на поминальном вечере блюдо — бесбармак из баранины. На стол перед имамом и мужчинами преподносится голова барана. Эта традиция уходит корнями далеко в прошлое, она символизирует уважение к старейшинам и является доказательством жертвоприношения.

— Что касается традиций, — говорит Турсын Кариповна, — я часто езжу в Казахстан и замечаю, что там уже начинают подстраиваться под арабский мир. Имам Алтайского края объяснил, что этого делать не нужно. Гораздо важнее соблюдать и продолжать те традиции, которые передаются из поколения в поколение на нашей родной земле. Конечно, сейчас мало кто строго соблюдает пост в месяц Рамадан. Это не является «обязаловкой». Как в любой религии, человек сам должен прийти к такому серьезному шагу. И такие мусульмане есть.

Все мусульманские праздники, проходящие в тесном кругу родных и знакомых, ценны общением на родном казахском языке. Как правило, в такие дни съезжается в родные дома молодёжь, живущая за пределами края, и даже страны. Для них очень важно поддержать свою семью, родственников и приобщаться к своим национальным традициям. Так и в этот вечер приехали из Казахстана, теперь уже из столицы Нарсултан, Айдана и Марьям Инербаевы, Даян Вакасов, а молодой представитель многочисленной семьи Байсмаковых – Кайкен Инербаев — трудится в Бурле, на родной земле.

В конце поминального вечера всем гостям обязательно раздаются сладости, мясо со столов. Священный месяц Рамадан закончится большим праздником Ураза-Байрам, когда казахи будут ходить в гостеприимные дома друг к другу. Ислам, как традиционная религия, очень мирная и доброжелательная вера. Вот что сказал о величии  Ислама имам Бурлинского района Акбота Манапович Кудайкулов:

— Мы, имамы, не только читаем Коран, людям говорим об Исламе, о воспитательной стороне. Некоторые думают, что немусульмане не имеют в Исламе никаких прав. Но это не так. Пророк Мухаммед говорит нам: «Тот, кто притесняет приверженца другой религии, ущемляет, даёт непосильную работу, берёт у него что-то без его согласия, я буду его оппонентом в судный день». Некоторые ошибочно предполагают, что хорошее отношение к немусульманам, приветливость в обращении с ними является унижением для Ислама. Напротив, когда мусульманин проявляет дружелюбие, открытость, готовность поддержать и помочь людям независимо от их религии, именно так он показывает величие Ислама, исламской этики и нравственности. Каждый из нас должен знать, что он является послом Ислама, представителем Пророка. Нужно украшать себя нравом Пророка, такими его качествами, как надежность, правдивость, справедливость. Общаясь с другими, мы показываем Ислам с хорошей или плохой стороны. Проявляя плохой нрав, скверные качества характера в общении с немусульманами, мы показываем Ислам в плохом свете. Когда в мысли вторгаются низменные страсти, искажаются символы Ислама, искажается понимание Ислама, который на самом деле учит справедливости, нравственности, доброте по отношению ко всем созданиям Всевышнего.

Недаром в нашем районе дружно проживают представители различных религий, соблюдая свои обычаи, традиции, часто поздравляя друг друга с праздниками. И хорошо если мы будем знать об этом немного больше.

«Бурлинская газета»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *